Проблемы системы страхования вкладов – проблемы вкладчиков


Считается, что доверие к системе страхования вкладов (ССВ) со стороны держателей депозитов – одно из важных составляющих стабильности всей финансовой системы страны. Поэтому финансовые затруднения госкорпорации АСВ, особенно обострившиеся в последние два года, дают повод волноваться не только регулятору в лице ЦБ, являющегося одновременно единственным акционером Агентства, но и обычным вкладчикам.

Почему это важно

Текущие проблемы достигают таких масштабов, что пострадавшие банковские клиенты даже начинают подозревать госкорпорацию в желании сэкономить на их интересах. Мол, АСВ специально ищет причины отказывать некоторым вкладчикам, иногда заставляя их доказывать свои права на вклады в суде.

Не первый, но тревожный звонок прозвенел в 2015-ом году, когда с сайта Агентства исчезла информация о размере его фонда, до этого регулярно обновлявшаяся. Объяснение не заставило себя долго ждать – госкорпорация объявила о значительном увеличении кредита, взятого у Банка России, обнародовав серьезную нехватку средств для выполнения своих обязательств перед вкладчиками. Уже через год последовал очередной заём ЦБ для затыкания расширившейся «дыры». С тех пор лимит кредитования увеличивался несколько раз.

Из публичного доступа стали пропадать и другие сведения, например, важные детали, касающиеся санированных кредитных организаций. Финансовая отчетность многих «оздоравливающихся» за счет госсредств банков недоступна и теперь. А результаты деятельности самого АСВ стали преподноситься лишь раз в квартал в урезанном виде, если сравнивать с тем, как развернуто они выглядели на интернет-портале Агентства еще в 2014 году. Госкорпорация явно перешла в режим осадного положения, поменяв декларируемую ранее прозрачность на закрытость многих важных данных о своей состоятельности.

Всё это в совокупности вызывает естественные волнения в рядах вкладчиков, которые в любой опасный момент могут начать массово забирать свои вклады из банков. Последствия в виде коллапса всей финансовой системы приведут и к дефолту системы страхования депозитов.

Тревожную ситуацию часто связывают с масштабной зачисткой банковского сектора от недобросовестных игроков руками ЦБ, начатую в середине 2013г. Через четыре года можно констатировать, что благородство помыслов пока не принесло вкладчикам умиротворение, поскольку жертвами становятся не только нерадивые кредитные организации. Денежные средства, иногда огромные, теряют ни в чем не повинные клиенты банков-банкротов. До сих пор убытки не касались владельцев застрахованных сумм, но возможный дефолт госкорпорации АСВ, если он всё-таки наступит, не минует и эту категорию. Поэтому недооценивать потенциальных рисков ССВ нельзя никому.

Заметим, что многие эксперты не верят в наступление дефолта ССВ в ближайшие 2-3 года. А дальше все будет зависеть от состояния банковской системы и экономики страны. Что касается более отдаленной перспективы, даже если в будущем ситуация приблизится к границам полной неплатежеспособности системы, то, вероятно, Банк России сперва опробует альтернативные сценарии спасения. Например, заморозит вклады в санируемых банках. Или увеличит стоимость денег в экономике, или повысит количество напечатанных рублей. Большинство из приведенных вариантов негативно скажется на всех налогоплательщиках, даже на тех, кто всегда хранил деньги в стеклянной банке или вообще не имеет никаких сбережений.

В мировой истории страхования банковских вкладов уже были случаи дефолта. Например, в 2008 году в Исландии. Банковский кризис в Новой Зеландии в 2012г заставил страну отказаться от государственной ССВ. Ответственность за швейцарский фонд всегда несли частные финансисты, а не государство. Израильские же вкладчики вообще никогда не пользовались системой страхования депозитов.

Долги АСВ

Узнать актуальную именно на данный момент полную сумму дефицита АСВ, покрытого различными видами долговых обязательств перед ЦБ, – непросто. В прессе иногда появляются противоречивые цифры — то относительно вложений заемных средств в докапитализацию крупнейших банков, то в санацию ненадежных банков. Что характеризует скорее направление расхода, чем полный объем дефицита.

В конце марта 2017 года Агентство утвердило свой годовой отчет по итогам прошлого года. Статьи его бухгалтерского баланса по состоянию на 31 декабря содержат следующие пассивы (из тех, средств, что одолжены Банком России):

«займы и кредиты» (почти все долгосрочные) – 1,61 трлн руб. (увеличение за 2 года на 1 трлн),

«имущественный взнос Российской Федерации» – 0,99 трлн руб.,

загадочные «прочие обязательства» – 0,63 трлн руб.

То есть, ничем не обеспеченные долговые обязательства корпорации перед государством еще в прошлом году вышли за пределы полутора триллионов рублей. И бОльшая часть этих средств израсходована именно на санацию, т.е. на спасение от банкротства недобросовестных (но привилегированных) банков, в том числе в интересах их клиентов.

Много это или мало? Доктор экономических наук Яков Миркин считает, что долг АСВ более полутора триллиона рублей это ничем не обеспеченная денежная эмиссия. Поэтому печатный станок Банка России, запущенный для прикрытия дыр в балансах ненадежных банков, вносит в инфляцию свою лепту. Хоть, вероятно, и небольшую, поскольку пока печатаются не физические рубли, а приписываются нули к безналичным счетам. Получается, что всё население расплачивается за несостоятельность кредитных организаций. Есть мнение, что ответственность за ущерб несут не только виновные банкиры, но частично и ЦБ, поскольку ухудшение состояния банков проходило «под присмотром» регулятора. Профессор Миркин, оценивая сумму эмиссии для нужд АСВ, говорит о ней так: это половина дефицита федерального бюджета или четверть денежной эмиссии в относительно «нормальном» для экономики 2013 году.

Если сравнить с ВВП России, который в 2016 году составил почти 86 трлн руб., то АСВ задолжал Российской Федерации (в лице своего акционера – ЦБ) почти 2% ВВП только через прямые кредиты, не считая прочих пассивов. Причем, если в 2014 году глава АСВ уверял, что займы (в тот момент лишь обсуждаемые в теории) его ведомство планирует начать гасить через пару лет после оформления, то сегодня понятно, что возврат уже реально полученных кредитов откладывается в очень долгий ящик. Вдобавок обязательства еще и наращивают свой объем. АСВ в этой ситуации выглядит как типичный закредитованный заемщик, который берет очередной кредит, чтобы погасить предыдущий, оттягивая время неизбежного банкротства. И даже льготные процентные ставки (ЦБ обычно кредитует такие схемы под 0,5-2% годовых) не спасают ситуацию.

Как пополняется фонд ССВ

Среди источников пополнения страхового фонда займы, конечно, – экстрамера, специально введенная ради пресловутого предупреждения банкротства избранных банков (которых в 2016г было 30). Основой же формирования фонда ССВ, еще со времен его создания, служат денежные взносы самих банков-участников, от которых за весь 2016 год поступило 99 млрд руб. (на 25 млрд руб. больше, чем годом ранее за счет повышения процента отчислений). При этом выплачено из фонда 568 млрд. руб. в качестве страховых возмещений (в рамках 1,4 млн руб. на человека) в пользу 986 тыс. вкладчиков 240 банков. То есть выплаты фонда сейчас в шесть раз превышают его сборы, если говорить о выполнении основной функции ССВ. И динамика неутешительная.

Даже прописная процедура изъятия средств из обанкротившихся банков не восполняет эти потери. Напомним, АСВ возмещает расходы своего фонда (по ранее выплаченным страховкам), наравне с частными вкладчиками становясь в первую очередь кредиторов банкротов, где средний процент удовлетворения снизился до 66% от суммы (статистика за весь период деятельности Агентства). Одна из причин – балансовая стоимость активов банков, пока они работают, завышается ими в среднем в 8,5 раз с помощью фальсификаций (те самые рисованные балансы). Что сказывается потом (после отзыва лицензии) на уровень компенсаций потерь банковским клиентам. Из них, по статистике, третьей очереди (т.е. корпоративным клиентам, в т.ч. из категории МСБ) в среднем возвращается лишь 16% денежных средств.

Отдельная головная боль – недостаточный объем возврата имущества банков-банкротов через суды, где госкорпорация (в качестве конкурсного управляющего) действует в пользу пострадавших клиентов всех трех очередей. Один из нескольких примеров: в 2016г Агентство подавало в суды иски к должникам на 2,11 трлн руб., выиграло 1,5 трлн руб., а смогло реально взыскать только 26 млрд.

Реформа системы страхования

Очевидно, что реформа системы страхования вкладов для её спасения от дефолта назрела давно. И Банк России уже предпринимает кое-какие шаги в этом направлении.

В первую очередь перемены касаются количества и качества санаций. Именно в эти процедуры долгое время как в бесконечную черную дыру вкладывались заемные для АСВ средства. Регулятор наконец-то признал нецелесообразность прежних попыток спасать все привилегированные банки. Доказательство признания собственных ошибок – недавний отказ крупному татарскому частно-государственному Татфондбанку в процедуре оздоровления на займы ЦБ. Денег нет и печатать не будем, – жестко указано владельцам и кредиторам ТФБ. Расширять почти двух триллионную «дыру» самого АСВ уже просто рискованно. Не нашлось желающих купить долги банкрота и среди частных инвесторов. Надеждам на механизм bail-in тоже не суждено сбыться из-за отказа участия в нём крупных клиентов ТФБ.

Впрочем, совсем от санаций в будущем руководство ЦБ, видимо, не отказалось. В последнее время много разговоров идет вокруг так называемого Фонда консолидации. Новая структура регулятора после создания будет заниматься проектами спасения некоторых банков, но уже без участия АСВ. Предполагается, что отделение основных функций системы страхования вкладчиков от убыточных дополнительных проектов АСВ окажется дешевле и эффективнее для госфинансов.

Новое средство в условиях кризиса – избавление АСВ от собственных дорогих активов. Недавно госкорпорация объявила о передаче Банку России своей недвижимости стоимостью 6 млрд руб. Проблема в том, что дорогой многоэтажный офис в центре столицы лишь частично погасит задолженность и не сильно изменит отрицательное сальдо баланса фонда страхования.

Увеличивать нагрузку на действующие банки за счет повышения их отчислений в фонд ССВ – опасно, это снизит для вкладчиков депозитный процент, и так невысокий. Поэтому, возможно, когда-нибудь регулятор пойдёт на изменение правил страхования. Например, заставит вкладчиков быть более разборчивыми в своём выборе благонадежного банка.

Оксана Лукьянец, специально для Вкладвбанке.ру

05.04.2017




Подберите ниже
Выбрать банк